10 февр. 2010 г.

Мы все телепаты.


Ученые-неврологи практически уверены, что все люди – телепаты. Более того, только способность внедряться в чужое сознание делает человека социально адаптируемым. Как только человек теряет эту способность, то заболевает аутизмом.
Американские ученые утверждают, что выяснили причины способности человека к сочувствию. Обычные люди практически не задумываются, почему могут сопереживать другим, проникаться чужими эмоциями и настроением, однако психологов этот вопрос интересует уже давно. И способность сочувствовать до сих пор остается предметом жарких дебатов в когнитивной психологии – психологии познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления).
Теперь ученые заявляют, что все люди обладают телепатическими способностями, которые и позволяют воспринимать чужие чувства.
Как пояснил изданию LiveScience невролог Марко Якобони из Калифорнийского медицинского университета (Лос-Анджелес), речь идет о так называемых зеркальных нейронах (mirror neurons). Их обнаружили в 1990-х годах, когда группа итальянских неврологов исследовала мозговые процессы у макак и наткнулась на интересную группу клеток на участке коры головного мозга, который отвечает за моторику. Нейроны активизировались не только когда обезьяна выполняла действия сама, но и когда те же движения выполнял экспериментатор, а обезьяна за ним наблюдала. Причем реакция нервных клеток была идентичной, поэтому ученые и назвали их зеркальными.
Позднее подтвердилось, что зеркальные нейроны есть и у человека. Например, люди, чаще всего не замечая этого, напрягаются, наблюдая падение прохожего, или щурятся, когда кто-то пытается вдеть нитку в иголку. Тот же эффект наблюдается и на уровне ощущений, эмоций, состояний (стоит только вспомнить, что когда в холодную погоду видишь легко одетого человека, и самого пробирает мороз). Как считают ученые, феномен зеркальных нейронов объясняет процесс бессознательного обучения, имитации, психологию толпы.
"Фактически зеркальные нейроны внедряют нас в разум другого человека", – отметил Якобони. С тех пор как их обнаружили, зеркальные нервные клетки – предмет изучения многих медицинских и психологических явлений. В частности, такие нейроны должны помочь специалистам по когнитивной психологии разобраться в теории разума и выяснить, как ребенок понимает, что его мировосприятие подобно мировосприятию других людей. Но что более интересно и важно для психологов, изучение зеркальных нейронов может дать ученым шанс понять природу аутизма. При таком состоянии психики человек лишен возможности идентифицировать себя с другими, он ориентирован на мир собственных переживаний.
Как пояснил Якобони, здоровый человек внутренне воссоздает действия окружающих его людей, ощущения и эмоции, как будто он становится на место тех, других людей. Но если процесс работы зеркальных нейронов поврежден, индивид теряет способность сочувствовать. Специалисты склоняются к мнению, что именно по этой причине и возникает такое расстройство психики, как аутизм. У людей, страдающих этим заболеванием, по всей видимости, дефицит зеркальных нейронов, поэтому они не могут моделировать умственные процессы других. Поэтому для них недоступна та модель поведения, которая существуют в окружающем мире.
Ученый отметил, что проводимые его группой тесты только подтверждают эту теорию. Так, электроэнцефалограмма, взятая в ходе исследования у десяти мужчин с разной степенью серьезности болезни, показала, что их зеркальные нейроны либо активизируются только во время собственных действий индивида, а на наблюдение за действием других не отвечают, либо вообще не работают. Теперь ученые надеются продолжить изучение клеток, чтобы найти способ ранней диагностики аутизма (уже до 3-4 лет, в то время как сейчас диагноз ставят только после этого возраста) и даже лечения этого психического расстройства.
Кроме того, ученые пытаются выяснить связь зеркальных нейронов с уникальной способностью человека создавать и понимать метафоры. Больные аутизмом в основном не понимают слова в переносном значении, воспринимая их буквально. По словам ученых, это также может быть связано с дисфункцией зеркальных нейронов. Причем специалисты надеются, что клинические исследования таких нервных клеток поможет разобраться не только в аутизме, но и других психических заболеваниях. Neural correlates of mental rehearsal in dorsal premotor cortex
23.10.05. Neuroscience_ru - Современная нейробиология и нейронауки
Доклад сделан Алексеем Созиновым на семинаре Лаборатории нейрофизиологических основ психики им. В.Б.Швыркова Института психологии РАН 21 сентября 2005 года.
Известно, что человек может совершенствовать свои навыки, «проигрывая» поведение во внутреннем плане, следовательно, при действии в уме мы используем, по крайней мере, часть той памяти, которая используется при реальном действии. Существует предположение, что при наблюдении за чужим поведением мы тоже актуализируем часть опыта, который обеспечивает наше собственное аналогичное поведение. Авторы данной статьи формулируют задачи своего исследования с позиций «гипотезы прямого соответствия» (direct matching hypothesis), согласно которой понимание чужого действия обеспечивается не только за счет когнитивного анализа сенсорных событий, но и репрезентацией собственного действия. На нейронном уровне это предположение опирается на данные группы Rizzolatti о «зеркальных» нейронах (mirror neurons), обнаруженных в вентральной премоторной коре обезьян. Они сходно активируются у животных как при совершении действий, так и при непосредственном наблюдении за таким же действием другого животного. Кроме этого, есть данные об активации моторных областей коры мозга при появлении косвенной информации о совершении действия, наблюдении за его результатами (когда участник не виден). На этом основании можно предположить, что в моторных областях существует зона, обеспечивающая выбор и планирование движений до их совершения.
Зеркальные нейроны не подходят на эту роль, поскольку они активируются только при непосредственном наблюдении за знакомыми движениями другой обезьяны (захват объектов, кусание и т.д.). Однако нейроны дорзальной премоторной коры мозга обезьян, обнаруженные раннее в исследованиях Cisek и Kalaska, чувствительны к направлению будущего движения, т.е. активируются до его начала, в задании с отсроченным выбором цели движения (перемещение курсора по экрану в нужном направлении с помощью рычага). Авторы предположили, что эти нейроны будут сходно активироваться и при наблюдении за выполнением задания, которое выполняется невидимым участником. Результаты соответствовали ожиданию: из всех нейронов дорзальной премоторной коры, которые оказались дирекционально чувствительны при выполнении задания, 84% сходно активировались и при наблюдении. При этом правильные попытки сопровождались подачей сока, как и при собственном выполнении. Авторы делают вывод о том, что эта структура обеспечивает подготовительное повторение (rehearsal) моторного поведения перед его выполнением, что согласуется с гипотезой прямого соответствия.
По нашим представлениям, активность нейронов организована моделью результата поведения в функциональную систему поведенческого акта. Если результат может быть достигнут разными способами и\или с помощью различных движений, то активность нейрона соответствующей системы будет сходной независимо от способа и движения. При этом результат может быть довольно специфически связан с конкретной задачей, - при наблюдении он все равно достигается. В данной работе выполнение поведения и наблюдение направлены на достижение одного финального результата (получение сока) через ряд более дробных результатов (например, перемещение курсора). Поэтому активность как специфических нейронов, связанная с направлением будущего движения, так и менее дифференцированная активность, связанная с достижением финального результата, в этих двух условиях сходна.

ВИДЕНИЕ - БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИМПУЛЬС

ВЗГЛЯДЫ УБИВАЮТ

На совещании начальник отдела сделал резкое замечание одному из подчиненных. Тот промолчал и лишь вперился, как выразился кто-то из сотрудников, в обидчика взглядом. А минут через пять шеф вдруг упал головой на стол и захрипел. Приехавшая «скорая» констатировала смерть. Патологоанатом недоумевал: «Сердце ни с того ни с сего перестало биться. Будто кто-то взял и остановил его, как маятник у часов». Полковник милиции Василий Владимирович В. проводил расследование этого довольно необычного дела. Куда только не обращался следователь относительно «убийственного взгляда», но везде получал один ответ: «Науке факты убийства взглядом не известны...»

Однако история изобилует случаями, связанными с загадочным воздействием взгляда. Вот что, к примеру, сообщила несколько лет назад газета «Канадиен трибюн». На 55-летнего канадца Стива Мак-Келлана во время охоты напала медведица гризли. Лежа на земле, «Стив инстинктивно выставил вперед руку с ножом, а сам взглядом, полным отчаяния и ярости, уперся в глаза зверя. И странное дело – медведь замер на месте. Охотник продолжал неотрывно глядеть в его глаза, стараясь смотреть точно в зрачки. Он знал, что делать так – только разжигать ярость агрессивного животного. Но ничего не мог поделать с собой. И вдруг... зверь издал громовой рев и рухнул на землю... Зверь, несомненно, был мертв...». На медведе не нашли ни одной раны или даже царапины! И тогда исследователи предположили, что причина смерти – мощный биоэнергетический импульс из глаз человека, разрушивший нервные клетки в мозге зверя...

Ничего экстраординарного в таком предположении нет. В народе издавна считалось, что взгляд человека, находящегося на пороге смерти, несет в себе колоссальную эмоциональную силу, способную нанести непоправимый вред тем, на кого он смотрит. (Кстати, именно этим объясняют обычай завязывать глаза приговоренным к смерти.)
Однако оставим на время жуткие истории и обратимся к менее трагическим, но не менее загадочным случаям из нашего времени.

ОЧИ ЖГУЧИЕ

Многим знакомо это ощущение: кто-то смотрит в затылок. Оборачиваемся: «взгляд давит»... Ученые из американского университета Квинз решили экспериментально подтвердить или опровергнуть это расхожее представление. В экспериментах приняло участие более сотни добровольцев. Каждого усаживали посередине комнаты, и в его затылок в определенное время смотрел (или не смотрел) другой человек. И что же? Оказалось, что в 95 процентах случаев чужой взгляд ощущался достаточно четко. Большинство воспринимали его как мимолетное давление на затылок – будто дуновение ветерка. Вывод напрашивается единственный: глаза человека излучают некую энергию. Но какую? И всегда ли она безобидна, как легкий ветерок?

Вот что рассказала учительница подготовительного класса одной из школ Бишкека. На уроке рисования малыш выхватил у своей соседки баночку с гуашью. Нет, она не бросилась на обидчика, не стала плакать. Только пристально посмотрела на его руку. И вдруг шалун с криком выронил краску. Подбежавшая учительница была поражена: на запястье у мальчика вздувался пузырь, как от ожога. «Чем она тебя обожгла?» «Глазами», – ревел малыш... Когда шестилетняя девочка по просьбе исследователя сконцентрировала свой взгляд на его руке, он почувствовал довольно чувствительный укол. В чем дело? Неужели глаза способны испускать какие-то невидимые лучи?

В 1925 году английский физик Ч. Росс поставил целую серию экспериментов. Испытуемые пытались воздействовать взглядом на миниатюрную металлическую спираль, подвешенную на шелковой нити. У многих получалось: взгляд заставлял разворачиваться спираль вдоль «лучей зрения». На этом основании ученый предположил, что глаз излучает электромагнитные волны. Стали искать механизм этого излучения.

Свою гипотезу предложил советский радиофизик Б. Кажинский (1889–1962), многие годы посвятивший исследованиям телепатии и мысленного взаимодействия на расстоянии. Подтолкнуло его к этим исследованиям знакомство с В. Дуровым (1863– 1934). В 20-е годы знаменитый дрессировщик не раз демонстрировал Кажинскому, как под пристальным взглядом людей животные выполняют мысленные внушения или впадают в состояние столбняка (см. ссылку в конце статьи). При этом была замечена одна важная особенность: если отвести взгляд даже чуть-чуть в сторону от зрачков животного, оно тут же приходит в себя.
  
Нинель Кулагина проецирует заказанное ей изображение на фотопленку
На основании подобных наблюдений Кажинский пришел к выводу, что «лучи зрения» представляют собой узкие пучки биорадиационных излучений мозга. А роль своеобразных электромагнитных волноводов играют «палочки» сетчатки глаза, напрямую связанные с мозгом. С их помощью энергия, генерируемая мозгом, может концентрироваться и узконаправленно излучаться.

Близких идей придерживаются и некоторые современные ученые. Доктор биологических наук профессор Ю. Симаков выдвинул гипотезу: «В сложно устроенных палочках сетчатки возникает что-то наподобие рентгеновского биолазера, действующего очень короткими вспышками». Не этот ли лазер вызвал ожог на руке дошкольника из Бишкека? Не этот ли лазер вызывает пресловутые сглаз и порчу?

Последние исследования в области так называемых дистантных взаимодействий показали, что многие из древних суеверий не так уж и беспочвенны. В частности, эксперименты, проведенные академиком В. Казначеевым в Институте общей патологии и экологии человека (Сибирское отделение Российской академии медицинских наук), убедительно показали, что лазерный луч определенного диапазона может переносить информацию, способную на расстоянии заразить вирусами совершенно изолированную среду (даже в запаянном стеклянном сосуде). Если «лучи зрения» хоть в чем-то подобны лазерным, то не исключено, что и они способны переносить вирусные заболевания. Другими словами, для нашего организма далеко не безразлично, куда смотрим мы и кто смотрит на нас...

ОНА ЗАМЕЧЕНА, А ВЫ ПОЙМАНЫ!

Автор «Мастера и Маргариты» был тонким психологом: «Вам задают внезапный вопрос. Вы... в одну секунду овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину... Ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!» Иногда эти «моменты истины» длятся секунду и даже доли секунды, но они есть всегда. Их нужно только поймать...

Ларчик открывается просто – взгляд способен излучать мысли. Именно к такому важному выводу пришли В. Дуров и Б. Кажинский. Поистине таинственна власть человеческого взгляда, считал великий дрессировщик. Утверждать это у него были все основания. Не раз он демонстрировал ученым и умение передавать животным через глаза свои мысли. Насколько сложными могут быть мысленные внушения, показывает, к примеру, эксперимент, участником которого 17 ноября 1922 года стал Кажинский. По просьбе научной комиссии Дуров должен был внушить собаке следующую последовательность действий: выйти из гостиной в переднюю, подойти к столику с телефонным аппаратом, взять в зубы адресную телефонную книгу и принести ее в гостиную. Всего полминуты Дуров глядел в глаза собаки, но все было выполнено точно. А между прочим, как было отмечено в протоколе, кроме телефонной, на том же столике лежали еще и другие книги. «Собака была в передней одна, за ее действиями наблюдал профессор Г.А. Кожевников – через щелку открытой двери. В.Л. Дуров находился в гостиной вне поля зрения собаки».

Только в 1920–1921 годах в зоопсихологической лаборатории Дурова было проделано 1278 подобных опытов (в большинстве своем удачных). При этом внушением занимался не только сам дрессировщик, но и другие люди, знавшие его методику. А она такова: «Я смотрю через глаза как бы в мозг собаки и представляю себе, например, не слово «иди», а двигательное действие, с помощью которого собака должна исполнить мысленное задание...» Методика эта под силу практически любому человеку, умеющему концентрировать свою мысль. Годится она для «программирования» не только животных, но и людей.

Какие виды энергии ответственны за перенос мыслей, ученым еще предстоит узнать. Кроме электромагнитной, сегодня проверяются и другие гипотезы. Некоторые исследователи предполагают, что это совершенно самостоятельный вид излучения, сопровождающий, в частности, электромагнитные колебания – торсионные (спиновые) поля. Другие ученые говорят, что в этом могут участвовать так называемые форм-поля полых структур. Одним из первых обнаружил их над пчелиными сотами новосибирский энтомолог В. Гребенников. Выяснилось, что эти поля можно почувствовать: в виде легкого давления, прохладного ветерка, вспышек в глазах или металлического привкуса во рту. Предполагают, что палочки и колбочки глаза – те же ячеисто-слоистые структуры – также способны создавать подобное волновое поле. Причем направленность его излучения зависит от направленности взгляда... (см. ссылку в конце статьи)

Особенно эффективно это воздействие, когда мысленный поток направлен в глаза, а через них, как говорил Дуров, «куда-то глубже глаз – в мозг животного» (и человека). Того же мнения придерживаются и некоторые современные исследователи... Они считают, что благодаря зрению мозг получает основную массу не только оптической, но и «телепатической» информации о человеке, с которым происходит общение. Огромная часть этой информации анализируется нами на подсознательном уровне. И именно благодаря этому мы уже через минуту-другую после начала общения интуитивно чувствуем, что представляет собой незнакомый доселе человек.

ЖМУРИМСЯ ОТ УДОВОЛЬСТВИЯ?

Гипотеза о телепатической роли глаз объясняет многое. Мы таращим глаза при удивлении или от неожиданности. Пожираем глазами то, что нас чрезвычайно заинтересовало. У нас глаза лезут из орбит при испуге... Оно и понятно: глаза широко раскрываются, когда мы бессознательно стремимся получить через них максимум информа ции – и зрительной, и телепатической...
  
И наоборот, мы непроизвольно прикрываем глаза, когда нам хочется отгородиться от внешнего мира: при скучном разговоре, при сильном утомлении или наплевательском отношении к происходящему. Глаза прикрываются сами по себе и когда мы пытаемся сосредоточиться на чем-то внутреннем: своих мыслях, воспоминаниях, ощущениях.

Мы прищуриваем глаза во время пристального наблюдения за чем-либо или при высокой концентрации мысли. Оставляя лишь щелочку для зрения, организм тем самым старается отгородиться от всего второстепенного, неважного, мешающего сосредоточиться на главном.

Не случайно и то, что человек зажмуривается или отводит глаза под чьим-то укоризненным, осуждающим взглядом. Тем самым он не допускает в них чужих эмоций и защищает свой мозг от отрицательной информации.

Если согласиться с гипотезой о передаче мысли через взгляд, то становятся понятными и другие замеченные психологами закономерности. Так, например, во время разговора в глаза чаще смотрит тот, кто считает своего собеседника сильнее, опытнее, мудрее. Подобно ученику в школе, он таким образом открывает свой мозг для телепатического внушения. По той же причине рассказчик редко смотрит в глаза слушателя. В его мозге идет интенсивный процесс формулирования мыслей, а чужой взгляд (а следовательно, и чужие мысли) может этому помешать. Вот он и отводит свои глаза.

Известно: чем больше расстояние между собеседниками, тем чаще они поглядывают в глаза друг другу. Ничего загадочного нет и в этом: частые взгляды компенсируют уменьшившийся информационный обмен. И вполне естествен совет опытных людей: чтобы лучше понять кого-то или без искажений передать собственную мысль, смотрите собеседнику прямо в глаза. При этом будет лучше восприниматься не только душевное состояние друг друга, но и мысли. Ведь информационный диалог идет напрямую: мозг – мозг.
И наоборот, чтобы уберечь наше подсознание от нежелательного воздействия, лучше не смотреть в глаза тому, кто нас атакует. Отвернуться. В крайнем случае смотрят на его переносицу или лоб. «Агрессор» ничего не заметит, разве что почувствует нечто неуловимо неприятное, «холодное»: ведь настоящего чуткого контакта не будет (что и требуется). Но зато мы хоть как-то будем подстрахованы от воздействия его негативных энергий: узконаправленные микроантенны наших глаз отклонятся от чужой энергетики и не пропустят большую ее часть в наш мозг.

Интересное наблюдение: женщины, в отличие от мужчин, значительно чаще смотрят в глаза и не воспринимают прямой взгляд как угрозу. Скорее наоборот, для них он – признак интереса и желания наладить контакт. Некоторые исследователи полагают, что такая потребность в прямых взглядах заложена в женщину самой природой. С одной стороны, она вызвана необходимостью привлечения партнера для продолжения рода. А с другой – потребностью «тонкого» общения с новорожденными: именно через глаза мать налаживает телепатический контакт со своим ребенком, когда тот еще не научился говорить.
Существует еще одно объяснение, почему женщины стремятся к прямым взглядам. Если для мужской половины человечества более свойственно логическое мышление и потому важен прежде всего смысл слов, то для женщины – существа более интуитивного – важнее то, что стоит за словами. Она значительно восприимчивей к телепатической информации, и потому для нее гораздо большее значение, чем для мужчин, имеет взгляд.

ОЧИ ЧЕРНЫЕ, ОЧИ СТРАСТНЫЕ...

Любопытный эксперимент проделали психологи. С одного негатива были сделаны две фотографии девушки и предъявлены разным людям, чтобы они выбрали ту, где девушка симпатичнее. Все как один указали на одну и ту же фотографию, хотя объяснить свой выбор не могли, поскольку не замечали на снимках никакой разницы. А секрет был прост: на этой фотографии с помощью ретуши были чуть-чуть увеличены зрачки глаз. Почему они так притягательны, ученые объяснить не смогли.А между тем в старину считали, что величина зрачков говорит о жизненной силе: они широко раскрыты, когда организм полон сил, и уменьшаются, когда энергия покидает его (к старости, во время тяжелой болезни). Если принять эту точку зрения, то понятно, почему нас так привлекают крупные зрачки: здоровые, полные энергии люди во все времена нравятся больше. Но это лишь психологическое объяснение...
Существует и энергоинформационная версия. Зрачки становятся больше, когда появляется потребность во внешней информации. Они расширены в детстве, когда мозг жаждет познания... В стрессовых ситуациях, когда для принятия решения нам нужен максимум информации... И зрачки сразу же сужаются, когда теряется интерес к окружающему миру, когда человек старается отгородиться от него, уйти в себя, когда он раздражен, озлоблен... Предполагается, что есть тому и еще одна причина: сужение зрачков препятствует уходу из организма и без того истощившегося запаса энергии...

Замечено, что при повышенном интересе к сексуальному партнеру зрачки заметно расширяются. Это своего рода призыв – возможно, отсюда и подсознательная симпатия к обладателям больших зрачков. Но это не просто призыв. Скорее всего, при расширении зрачка усиливается и «магическое» воздействие на «желанного». Ведь расширяется и телепатический канал для потаенных мыслей и желаний. Вот вам и особый вид сглаза – любовный, как его называли на Руси. Порожденный пылкой страстью, он вызывал в жертве не болезнь, как обычный сглаз, а безумное любовное желание.

Зная или интуитивно понимая роль зрачков, женщины издавна прибегали к хитростям, чтобы сделать их крупнее. Ради этого были готовы пожертвовать даже остротой зрения. Еще в Древнем Риме, а позднее в Италии и Испании они закапывали в глаза сок очень ядовитой травы – белладонны. От этого зрачок сильно расширялся, глаза приобретали таинственный блеск и глубину, что придавало женщине особую привлекательность. Не случайно «белладонна» по-итальянски означает «прекрасная дама, красавица». На Руси эту траву называли не менее символично – красавка...

Гипотеза о приеме и передаче мыслей с помощью взгляда объясняет многое. В том числе и «магию черных глаз». В их непостижимой привлекательности косвенно тоже виноваты зрачки: они сливаются с темным цветом радужки и от этого кажутся очень большими. И тогда мы говорим о глазах: бездонные, колдовские... Не исключено, что величиной зрачков объясняется и особый шарм близоруких дам. Ведь у них недостаток зрения часто компенсируется увеличением зрачков...

А вот расширение зрачков в момент смерти – факт, пока не поддающийся объяснению. Он еще ждет глубокого изучения... Впрочем, существует предположение, что расширенные зрачки дают человеку возможность лучше заглянуть в тот «тонкий» мир, куда ему предстоит уйти. Кто знает?..

ГЛЮКИ ПЬЯНЧУЖКИ ТЭДА

Одним из первых зафиксировал на фотопластинке загадочное излучение из глаз парижский художник XIX века Пьер Буше, подрабатывавший входившими тогда в моду фотосъемками. Произошло это случайно. Вечером фотограф упился, что называется, до чертиков. Причем в самом прямом смысле: как он сам рассказывал, всю ночь за ним гонялись два мерзких черта с вилами в руках. Поутру не выспавшийся, с чугунной головой он поплелся в свою лабораторию: нужно было срочно проявить отснятые накануне фотопластинки. На рабочем столе царил хаос: экспонированные кассеты валялись вперемежку с чистыми. Долго художник рассматривал их, пытаясь сообразить, какие из них требуется проявить. В конце концов, он бросил это безнадежное занятие, проявил все и остолбенел: с пластинок на него глядели мерзопакостные рожи ночных гостей. Но это уже была не галлюцинация: с негативов получились вполне сносные «потусторонние» фотографии.

Явлением заинтересовался известный астроном и исследователь аномальных явлений Камилл Фламмарион (1842–1925). Вскоре появились его публикации о «психических фотографиях», которые фактически положили начало этому виду исследований. Новые результаты подтвердили реальность явления. О проекции зрительных галлюцинаций из глаз в конце XIX века сообщил известный русский врач-психиатр В.Х. Кандинский (1849–1889): «Картины, спроецированные на экране... невидимы в ярком освещении, но стоит затемнить комнату, как они выступают весьма резко и ярко». В начале ХХ века по результатам экспериментов в разных странах, в том числе и в России, появилось даже несколько книг, иллюстрированных «психофотографиями».
  
Мастер «пси-фотографий» Тэд Сериос экспонирует на фотокамеру заданную «картинку»
Затем в исследованиях «психофотографий» на несколько десятилетий наступило затишье. Его нарушил в начале 60-х годов бывший американский моряк Тэд Сериос. Списанный на берег, этот любитель выпить случайно обнаружил, что своими мыслями он может засвечивать фотопленку. Более того – проецировать на нее собственные мыслеобразы. На потеху публике он стал с помощью мысли фиксировать на пленке разнообразные картины. Камеру направляли ему на лицо, щелкали затвором и... вместо сосредоточенной физиономии пьянчужки Тэда на проявленной фотопленке появлялись какие-то (чаще всего общеизвестные) здания, сооружения, пейзажи...

Заинтригованные ученые уговорили Тэда бросить карьеру коридорного в чикагском отеле «Хилтон» и стать оплачиваемым «подопытным кроликом». Четыре года в лаборатории известного американского психиатра Джула Айзенбада в Денвере, штат Колорадо, проводились тщательные исследования. Около восьмисот экспериментов с Тэдом провели американские исследователи Дж. Пратт и Айен Стивенсон. Во избежание жульничества ученые сами заказывали Тэду «картинки»: здания, пейзажи... И в девяноста процентах случаев он исполнял заказ с ошеломляющей точностью.

В нашей стране примерно в те же годы подобные качества демонстрировала «жемчужина русской парапсихологии» Нинель Сергеевна Кулагина (1926–1990). По просьбе ученых она не только мыслью засвечивала фотоматериалы, но и экспонировала на фотопленку заказанные ей фигуры и символы: звезды, кресты, буквы... Все было задокументировано независимыми комиссиями, состоявшими из авторитетных ученых.
  

Геннадий Крохалев за съемкой мыслеобразов кинокамерой «Лантан»

Фотографии некоторых зрительных галлюцинаций, полученные Г. Крохалевым. Именно эти объекты «внутреннего видения» описывали пациенты во время съемок
В 1973 году 32-летний врач-психиатр из Перми Геннадий Крохалев взялся экспериментально подтвердить существовавшую уже не одно десятилетие версию, а именно: зрительные образы возникают в мозге и передаются на сетчатку глаза, откуда излучаются в пространство. С помощью специально сконструированного им устройства Крохалеву на нескольких сотнях пациентов удалось на практике блестяще подтвердить эту гипотезу.
Делалось все, чтобы повысить объективность и достоверность экспериментов. Во время фотографирования или киносъемки излучений из глаз больные вслух описывали свои галлюцинации. Их рассказы протоколировали и затем сравнивали с изображениями, возникавшими на фотопленке. Совпадения поражали. На фотографиях было четко видно то, о чем в момент съемки рассказывали больные: «рога животных», «рыбы», «озеро и лось», «дорога, танки и солдаты», «фабрика», «елка», «черт», «змея», «подсолнечник» и многое другое. Контрольные кадры, когда галлюцинаций не было, никаких засветок и изображений не имели.

Обнаружилась и такая странность: мыслеобразы фиксируются на фотопленке даже в тех случаях, когда она помещена в светонепроницаемый конверт. Исходя из этого, некоторые исследователи предположили, что «излучение из глаз формируется не только в видимом диапазоне волн, но и в каком-то другом, в котором черная бумага пакета является прозрачной» (д.т.н. проф. А. Чернетский). Исследования последних лет, похоже, подтверждают эту гипотезу: доказано, что человеческий глаз способен испускать слабые рентгеновские и когерентные («лазерные») излучения.

Проблема «мыслефотографий» занимает ученых. И хотя паранормальные исследования в связи с их стратегическим значением обычно не афишируются, кое-какие сведения время от времени все же просачиваются. Так, например, недавно промелькнуло сообщение, что японские ученые уже создали высокочувствительный экран, на котором возникают контуры изображений, когда кто-то пристально смотрит на него. Есть сведения о подобных разработках и в других странах.
Виталий Правдивцев
 
 

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ИЛИ ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННОЙ ПАРАПСИХОЛОГИИ

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Интерес к паранормальным явлениям отмечается с давних времён. Значительное внимание уделялось им в цивилизациях древнего Египта, Греции, Рима. Например, начиная с эллинской эпохи и вплоть до времён Александра Македонского (356–323 годы до нашей эры), важную политическую роль играл Дельфийский оракул, обеспечивая прорицаниями обращающихся к жрецам храма Аполлона. Большое значение придавалось также провидческим снам. В Библии и многих других религиозных произведениях пси-явления занимают немалое место. Пророчества, чудесные исцеления, материализация предметов, хождение по воде и многое другое воспринимаются как вполне очевидные события.

В трудах христианских миссионеров и философов от Августина Блаженного (354–430 гг.) до эпохи Реформации (16 век) приводится множество примеров паранормальных явлений, которым либо приписывается божественное провидение, либо демоническая сила. В средневековых светских сочинениях также приводится множество ссылок на сверхъестественные и магические явления. В частности, знаменитый швейцарский врач и философ Парацельс (1493–1541 гг.) подробно описывал парапсихологические возможности человеческого разума, включая передачу мыслей на расстояние и управление поведением человека.
Возможно, что впервые научный подход к изучению пси-явлений выдвинул английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626 гг.). В своей посмертно вышедшей книге "Успехи и развитие знания божественного и человеческого" он писал о необходимости изучения телепатических снов, случаев паранормального лечения, результатов мысленного влияния на результаты бросания игральных костей. Несколько лет спустя группа британских мыслителей, среди которых были Генри Мор и Джозеф Глэнвиль, начали проводить регулярные заседания, посвящённые обсуждению паранормальных феноменов. В 1681 году Д. Глэнвиль выпустил книгу с результатами этих обсуждений.

В середине 18 века римско-католическая церковь поручила Просперо Ламбертини (впоследствии ставшему папой Бенедиктом XIV) провести исследование сообщений о парапсихологических феноменах. После их анализа будущий папа пришёл к следующим выводам:
  • психические переживания не обязательно представляют собой богоданное чудо, они могут быть испытываемы "глупцами, идиотами, меланхоликами и зверьём";
  • эти видения не имеют прямого отношения ни к святым, ни к дьявольским существам;
  • прорицание чаще делается во сне, чем наяву;
  • прорицателю трудно отделить собственные мысли от внечувственных сообщений;
  • предсказания часто принимают символическую форму.
Открытие гипноза австрийским врачом Ф.А. Месмером (1734–1815 гг.) породило новое направление в изучении бессознательных психических процессов. Получили широкое распространение сообщения о загипнотизированных субъектах, выполняющих задания по телепатии и ясновидению. В середине 18 века возникло также "спиритическое" движение, которое видимо под влиянием работы шведского учёного и мистика Эмануэля Сведенборга (1688–1772 гг.) "Божественная любовь и мудрость", сосредоточилась на внечувственных контактах с усопшими. Впоследствии спиритизм (буквально "духоведение") распространился в США, Англии и других странах. В 1903 году вышла классическая двухтомная работа Ф.У.Г. Майерса "Человеческая личность и продолжение жизни после смерти тела", в которой была предпринята попытка научной аргументации этого явления.

Планомерные исследования по установлению фактов существования и объяснения пси-феноменов начались с 1882 года после создания в Лондоне "Общества психических исследований", существующего по сей день. Три года спустя в США в Бостоне было организовано аналогичное "Американское общество психических исследований".

В начале 20 века появились условия для нового подхода к парапсихологическим феноменам, что было связано с возникновением психологии как научной дисциплины. Заметим, что сам термин "парапсихология" был введён немецким философом Максом Дессуаром (1867–1947 гг.) в основанном им "Журнале эстетики и общего искусствознания". При изучении пси-явлений стали учитываться первые результаты клинических психологических исследований, психоаналитической терапии. Основоположником этого направления является австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856–1939 гг.), изучавший проблемы подсознательного. Дальнейшее развитие парапсихология получила в работах швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875–1961 гг.), диссертация которого на соискание учёной степени доктора философии была посвящена психологии оккультных феноменов. Им, в частности рассматривались: телепатия, медиумизм, коллективное подсознательное.

В первое десятилетие 20 века серьёзное изучение пси-феноменов начало проводиться в США (в Гарвардском и Станфордском университетах) и в Европейских научных заведениях. Во Франции исследованиями в этой области занимался иммунолог и физиолог Шарль Рише (1850–1935 гг.). В 1921 году он опубликовал первую сводку по вопросам парапсихологии. Начиная с 1920-х годов в Дьюкском университете (США) под руководством Дж.Б. Райна и Луизы Райн была создана лаборатория по изучению экстрасенсорного восприятия, где было фактически положено начало научным исследованиям по управлению паранормальными явлениями. Пионером парапсихологии в Германии был профессор Г. Бендер (1907–1991 гг.), основавший Институт пограничных областей психологии и психогигиены. В настоящее время только на английском языке регулярно выходит порядка десяти научных журналов, посвящённых парапсихологии.

В России первый серьёзный подход к изучению пси-феноменов был предпринят известным учёным-химиком Д.И. Менделеевым (1834–1907 гг.). В мае 1875 года по его инициативе в Петербурге была создана комиссия по рассмотрению медиумических явлений, где в частности изучались явления спиритизма. В 1920-х годах отечественный академик В.М. Бехтерев (1857–1927 гг.), изучающий способы лечебного применения гипноза, совместно с известным дрессировщиком В.Л. Дуровым (1863–1934 гг.) занимался опытами мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных двигательных актов. В 1922 году Бехтеревым была учреждена специальная Комиссия по изучению мысленного внушения при Институте мозга.

Основоположником научной парапсихологии в нашей стране можно считать Л.Л. Васильева (1892–1967 гг.), который сначала под руководством Бехтерева, а затем самостоятельно проводил исследования в области мысленного внушения (суггестии), телепатической передачи информации. В 1959 году им была написана книга "Таинственные явления человеческой психики", где он рассмотрел такие явления как сновидения, гипноз, телепатия, телекинез. Попытки найти материальный носитель телепатической информации предпринимали академик П.П. Лазарев, инженер-электрик Б.Б. Кажинский. Идеи биополя разрабатывал учёный-эмбриолог А.Г. Гурвич. Изучением экстрасенсов и пси-феноменов занимался доктор медицинских наук А.Н. Менделяновский. Эксперименты по телекинезу и телепатии с растениями проводил доктор психологических наук В.Н. Пушкин. Разработке теории и экспериментам по телепатии, телекинезу, проскопии и кожному зрению немалое время уделял академик Ю.Б. Кобзарев. Проблемами биолокации занимался академик Русской Академии наук и культуры Н.Н. Сочеванов. В настоящее время парапсихологии уделяют своё внимание академик АМН В.П. Казначеев, доктор биологических наук А.П. Дубров, доктор технических наук И.М. Коган, доктор медицинских наук А.Г. Ли и многие другие.
О ТЕРМИНОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
В связи с тем, что природа этих явлений не ясна, а изучением и попытками практического использования пси-явлений занимаются специалисты и энтузиасты из различных областей науки, техники и практики довольно часто возникают трудности с понятийным аппаратом. В частности, синонимами "психофизических явлений" могут быть: пси-явления, биоэнергетическое воздействие, y-феномен, пси-феномен, эниофеномен, паранормальное явление, экстрасенсорное взаимодействие, слабое энергоинформационное взаимодействие и другие. А к направлениям, изучающим эти явления, относятся: парапсихология, психотроника, психоэнергетика, парадоксоника, психофизика, эниология, биоэнергоинформатика, экстрасенсорика, метапсихология, физика сознания и прочие [2-4]. При этом, субъекта, обладающего паранормальными способностями, называют: аномалик, экстрасенс, сенситив, сверхперцепиент, пси-энергист, психик, парапсихолог, биосенс, ясновидец, телепат, медиум, а также: пранотерапевт и биокорректор - в медицинской экстрасенсорике; даузер, оператор биолокации, биолокатор, лозоходец, лозоискатель - в биолокации. Считается также, что паранормальными способностями обладают: колдун, маг, шаман, волхв, ведьма, удаганка, знахарь и другие [3].

Здесь предлагается использовать термин "парапсихология", как научное направление, ставящее своей целью изучение форм восприятия и передачи информации, происходящих без участия органов чувств биообъектов, а также нетрадиционных форм воздействия человека (а может быть и иного живого существа) на физические явления без посредства мышечных усилий, а только желанием, мыслью, силой воли. Ниже приводится одна из классификаций пси-феноменов, сложившаяся к настоящему времени в парапсихологии и дополненная терминами из последних работ, опубликованных в таких журналах, как "ПАРАПСИХОЛОГИЯ и ПСИХОФИЗИКА", "Сознание и физическая реальность", "Биомедицинская радиоэлектроника". Ввиду того, что физическая природа пси-явлений не ясна, и, возможно, что она не одинакова для всех феноменов, изучаемых в парапсихологии, в основу классификации положены результаты проявления феномена. Наряду с основными понятиями, в скобках приводятся их синонимы и (или) краткие пояснения.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАНОРМАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ (ПСИ-ЯВЛЕНИЙ)
  1. Способы получения информации аномаликом (экстрасенсом) или иным человеком в изменённом состоянии сознания:
    1. Телепатия (чтение мыслей, внечувственное восприятие образов, дистантная связь, дистанционно-образное взаимодействие, экстрасенсорная перцепция).
    2. Проскопическая телепатия (чтение будущих мыслей).
    3. Ясновидение (телестезия, экстрасенсорная перцепция, прямое зрение, инсайт, психомантия, мысленное видение образов на расстоянии).
      3.1. Биоинтроскопия (биоэнергоскопия, внутривидение, интровидение, интраскопия, мысленное видение объектов внутри непрозрачных сред).
      3.2. Дермавидение (кожное зрение, кожно-оптическое зрение или чувство, кожно-оптическое восприятие, дерматооптика, распознавание объектов с закрытыми глазами без прикосновения к ним).
      3.3. Дальновидение (прямое видение, дистанционное восприятие, дистанционная перцепция, получение информации от удалённых в пространстве объектов).
      3.4. Ретроскопия (ретроспекция, ясновидение прошлого, психометрическая ретрокогниция).
      3.5. Проскопия (опережающее отражение, прекогниция, предикация, проскопическое ясновидение, ясновидение будущего, хроновидение).
      3.6. Психометрия (ясновидение по предметам, фотографиям, портретам и иным изображениям).
    4. Яснослышание ("прямые голоса" у экстрасенсов и контактёров).
    5. Биолокация (биоиндикация, биолокационный эффект, лозоискательство, лозоходство, даузинг, рабдомантия, радиоэстезия, дистантное получение информации о местонахождении объекта).
    6. Инструментальная (аппаратурная) транскоммуникация.
      6.1. Психовидение (видеозапись сущностей из "потустороннего тонкоматериального мира").
      6.2. Психофония (аудиозапись голосов из "потустороннего мира").
    7. Психография (парапиктография, автоматическое рисование и письмо у контактёров без осознания смысла).
    8. Декорпорация (внетелесный опыт, опыт вне тела).
      8.1. Путешествие вне тела (выход из тела, астральная проекция, астральный выход, мысленное перемещение человека, когда его тело находится в покое).
      8.2. Жизнь после смерти (постсуществование).
      8.3. Реинкарнация (перевоплощение, переселение души, метапсихоз, инкарнация).
  2. Способы передачи информации для аномаликов (экстрасенсов) и других биообъектов, в том числе, в изменённом состоянии сознания:
    1. Телепатия (дистантно-информационное воздействие, энергоинформационное воздействие).
    2. Психоэнергосуггестия (мысленное внушение применительно к растениям, животным, человеку, суггестия без произнесения слов).
    3. Пророчество (прорицание).
    4. Ксеноглоссия (спонтанное использование чужого языка без предварительного изучения, речевой синдром).
      4.1. Речитативная ксеноглоссия (спонтанное произношение без понимания смысла).
      4.2. Ответная ксеноглоссия (произношение с пониманием смысла чужого языка).
       
  3. Виды лечебного воздействия в медицинской экстрасенсорике:
    1. Способы парадиагностики (биомагнетической диагностики, биоэнергодиагностики, биодиагностики).
      1.1. Диагностическая биоэнергоскопия (интросенсорика, биологическое внутривидение).
      1.2. Диагностика по: ауре, образу (описанию человека), внешнему виду (визуализация), голосу, вещам человека (предметам), отклонению биолокационной рамки, колебаниям биологически активного маятника, фотографии (портрету), почерку, глазам (иридодиагностика, иридология), ладоням (элементы хиромантии), фантому-двойнику человека (теледиагностика) и прочее.
    2. Паранормальные методы лечения.
      2.1. Бесконтактный массаж.
      2.2. Психоэнерготерапия (психоэнергосуггестия, суггестия совместно с бесконтактным массажем).
      2.3. Био-СВЧ-терапия (по методике Ю.В. Канчьжена).
      2.4. Биоэнерготерапия (биоцелительство, биокоррекция, коррекция биполя, пранотерапия, магнетизм).
      2.5. Психическая хирургия (например, у хилеров).
      2.6. Психоритмотерапия (с помощью музыки, психофония).
      2.7. Медитация (в том числе, трансцендентальная).
      2.8. Транперсональная ретроспекция: регресс возраста (регрессия возраста, "возвращение" индивида в прошлую жизнь), филогенетическая трансформация ("возвращение" в жизнь предка).
      2.9. Ребёрсинг (ребёфинг, свободное дыхание, голотропное дыхание).
      2.10. Дистанционное лечение (радиоэкстрасенсорика, телелечение, в частности, с помощью фантома-двойника человека).
       
  4. Виды экстрамоторного (парафизического, психофизического) воздействия:
    1. Воздействие силой мысли на косную материю.
      1.1. Психокинез (психокинетика, психоэнергетика, телекинез, передвижение или разрушение-восстановление объектов с помощью мысленного влияния).
      1.2. Мысленное управление погодой (в частности, разгон облаков).
      1.3. Инициация землетрясений (спонтанная).
      1.4. Изменение силой мысли структуры вещества: тренсмутация металлов (например, превращение свинца в золото), изменение электропроводности и других свойств жидкости, засветка фотоматериалов, разрушение или деформация материалов, стирание магнитной записи и прочее.
      1.5. Изменение скорости радиоактивного распада.
      1.6. Изменение направленности или конфигурации физического поля (например, рассеяние луча лазера).
      1.7. Изменение показаний физических приборов силой мысли.
      1.8. Инициация спиритических явлений (постукивания, эманация, возникновение голосов).
      1.9. Материализация (появление) и дематериализация (исчезновение) объектов.
    2. Воздействие на объекты живой и неживой природы.
      2.1. Полтергейст (польтергайст, возвратный спонтанный психокинез, эффект "барабашки", буйство предметов).
      2.2. Левитация (парение над земной поверхностью, эффект хождения по воде, биогравитация, антигравитация - подробнее в [5]).
      2.3. Биопритяжение (биоприлипание, эффект притяжение предметов, людей и иных объектов).
      2.4. Пирогения (самовоспламенение спонтанное или инициированное, пирогенез).
      2.5. Волевое повышение температуры объектов и окружающей среды.
      2.6. Аппортинг (телепортация, мгновенный перенос, трансфер).
      2.7. Формирование фантомов (призраков, двойников).
    3. Воздействие на человека и другие биообъекты.
      3.1. Трансмутация (превращение) химических элементов в биообъектах.
      3.2. Изменение всхожести семян, растений.
      3.3. Эффект жжения (формирование ожёгоподобного образования на теле человека).
      3.4. Дистантное изменение сердечных ритмов.
      3.5. Зомбирование.
      3.6. Прокамия (предотвращение старческой дряхлости тела).
      3.7. Повышение защитных свойств поверхности человеческого тела (упрочнение кожи, хождение по острым предметам, огнехождение).
      3.8. Сглаз, порча, наговор, вампиризм и прочее.
Заметим, что не все из приведённых выше феноменов можно отнести к реально существующим пси-явлениям, а не к фальсификациям, обману, фокусам, спекуляциям. Например, психическая хирургия, практикуемая хилерами (филиппинскими знахарями), на самом деле не содержит хирургического вмешательства, а является лишь его имитацией [2]. Полученный в ряде случаев эффект исцеления объясняется психологическим (гипнотическим) воздействием на пациента [3]. В то же время, обширный материал, приведённый в различных источниках, а также некоторый опыт авторов свидетельствуют о реальности многих пси-феноменов, что заставляет искать пути объяснения их природы.
Определяющие свойства паранормальных феноменов
Если предположить, что все перечисленные выше феномены можно объяснить одной теорией, что в их основе лежит один и тот же механизм (хотя это и не очевидно), то для объяснения явлений можно сначала попытаться сначала выделить свойства, единые для пси-феноменов. К этим свойствам относятся следующие:
  1. Дальнодействие. В подавляющем большинстве источников отмечается слабая зависимость интенсивности эффекта от расстояния, что не характерно для известных в настоящее время полевых взаимодействий. В частности, говорится о больших дальностях приёма-передачи экстрасенсорной информации без ослабления эффекта практически на всей земной поверхности (если, конечно, этот эффект наблюдается). В связи с этим, отмечается свойство подпорогового приёма. Если подходить с аналогией приёма-передачи с помощью электромагнитных волн, то принимаемый сигнал оказывается ниже чувствительности приёмника. А если рассматривать внутреннюю энергию аномалика (экстрасенса), то её оказывается явно недостаточно ни для передачи информации, ни для теплового воздействия.
  2. Избирательность или адресность. Отмечается целенаправленный характер взаимодействия непосредственно между оператором - аномаликом и объектом - мишенью. При этом отмечается, что результативное воздействие на мишень достигается при условии первоначального вхождения в контакт оператора с мишенью, которая затем может устанавливаться на значительном расстоянии. Например, если предполагается поставить эксперимент по дистанционному изменению свойств воды, то с целью повышения эффективности пси-явления первоначально оператор должен подержать в руках пробирку с этой водой без какого-либо мысленного воздействия. Затем эту пробирку отвозят на необходимое расстояние, и оператор воздействует на воду.
  3. Эффект спада. Это явление часто наблюдается в парапсихологических экспериментах. Оно состоит в том, что наивысшая эффективность явления достигается в начале эксперимента, а затем показатели снижаются либо пси-явление совсем не фиксируется по мере продолжения опыта. Иногда наблюдается небольшой всплеск результативности перед окончанием эксперимента.
  4. Эффект первого воздействия. Он похож на эффект спада и заключается в яркой, отчётливой реакции мишени при первом результативном (отчётливо зафиксированном) воздействии оператора. Например, при дистантном воздействии на экранированный от внешней среды температурный датчик, когда происходит его отклик на приказ оператора повысить температуру, он активно реагирует и долгое время не возвращается в исходное состояние после окончания воздействия. На повторный приказ оператора наблюдается слабая реакция.
  5. Последействие. Как правило, наблюдается во время эффекта первого (успешного) воздействия. Например, магнитная релаксация после воздействия аномалика на магнитную стрелку может продолжаться около часа - стрелка не успокаивается. В отдельных экспериментах последействие доходило до нескольких суток.
  6. Низкая воспроизводимость. Многие пси-феномены не удаётся повторно зафиксировать при казалось бы тех же условиях опыта. То есть с позиций классической (академической) науки пси-феномены не отвечают критериям воспроизводимости. Они в основном, подтверждаются статистическими методами, но может быть весьма слабо. Здесь многое зависит от способностей аномалика, его "силы".
  7. Информационная нечёткость. Она проявляется в неполноте воспроизводимой сенситивом информации о мишени. Например, при проведении экспериментов по ясновидению аномалик не может дать чёткое описание мишени - объекта исследования, затрудняется сделать его рисунок, план. Скорее он излагает свои ощущения о мишени. Для снижения информационной нечёткости одновременно используют несколько экстрасенсов. Объединяя их показания (ощущения), как правило, удаётся конкретизировать представление о мишени.
  8. Временной сдвиг перцепции (приёма информации). Он проявляется в информационной нечёткости вследствие опережения или отставания в воспроизведении информации о мишени. Например, оператор может описать мишень, которую ещё только планируют для эксперимента или назначаемую впоследствии в виде случайного выбора.
  9. Биологоподобие эффекта. Подавляющая часть паранормальных явлений связана с воздействиями человека, обычно находящегося в так называемом изменённом состоянии сознания, на биообъекты. Реже отмечается воздействия на косную материю. Ещё реже говорится об аппаратуре, обеспечивающей паранормальное влияние. Создаётся впечатление, что приборы, обеспечивающие пси-явления (в том числе, так называемые генераторы специзлучений), не могут работать без операторов-аномаликов, которыми могут быть и разработчики этих приборов.
ОСНОВНЫЕ ГИПОТЕЗЫ О ПРИРОДЕ ПАРАНОРМАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
В настоящее время существует довольно много гипотез, при помощи которых предпринимаются попытки объяснить механизмы пси-феноменов. Некоторые из них (подобно изучаемым явлениям) пересекаются между собой, другие носят диаметрально противоположный характер. Не вдаваясь в существо этих гипотез, ниже объединим их в следующие группы:
  • Попытки объяснения пси-феноменов с позиций традиционной науки. Здесь, в основном, рассматривается возможности электромагнитных полей различных частотных диапазонов (для объяснения телепатии, биолокации...) и поляризованного реликтового космического излучения (на базе частиц нейтрино и антинейтрино).
  • Гипотезы о новых свойствах и принципах взаимодействия известных полей и частиц. В частности, для объяснения эффекта дальнодействия привлекаются ультранизкоэнергетические нейтрино, продольные электромагнитные волны, сопутствующие излучения при работе лазера.
  • Гипотезы о новых частицах и полях. Здесь рассматриваются новые свойства вакуума, микролептонные частицы, спинорные (торсионные) поля, внешняя ци (прана)...
  • Гипотезы о новых свойствах и топологии пространства. Здесь фигурируют такие мудрёные понятия, как: альфа-метрика и альфа-пентаструктуры, релятивистские струны, нелокальные свойства квантовой механики, новая картина мира на основании конечного множества бюонов и тому подобное.
  • Гипотезы о Высшем (ином) разуме. Здесь рассматриваются влияния Всемирного (космического) разума, вмешательство Бога-творца, действия инопланетян и пришельцев из параллельных миров.
Приходится констатировать, что перечисленные гипотезы и им подобные (а их насчитывается около пятидесяти) не объясняют в совокупности все феномены парапсихологии. Удаётся в отдельных случаях объяснить лишь отдельные фрагменты пси-явления без построения стройной теории. И несмотря на то, что многие феномены всё же имеют место в нашем мире, лишь обращение к Высшему разуму всё объясняет. Таким образом, некоторые исследователи уже серьёзно (осознанно) говорят о влиянии Духовного мира на нашу физическую реальность. Рассмотрим этот аспект более подробно.
ГИПОТЕЗА О ВЫСШЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СУБСТАНЦИИ (ВИЭС)
На Международной конференции "Синхронизация и слабые взаимодействия в биологии, медицине и парапсихологии", проходившей в Москве 17-19 апреля 1998 г., некоторые выступающие утверждали, что постижение сути паранормальных явлений требует обращения как к физическим, так и к духовным сторонам взаимодействия с окружающим миром (В.М. Берштейн, Л.С. Прицкер, Л.В. Серебренникова, В.П. Олейник, В.В. Квартальнов, Ю.В. Балашов, В.Н. Волченко и другие). Развивая их идеи, можно говорить о существовании некой высшей субстанции, взаимодействие с которой и реализует в том числе и пси-феномены. Назовём её Высшей информационно-энергетической субстанцией (ВИЭС).

Под ВИЭС будем понимать некую объективно существующую неимоверно сложно организованную структуру, осуществляющую информационную и энергетическую взаимосвязь со сложными объектами Вселенной, способными (или предназначенными) к взаимодействию с ней. В частности, она является высшей по своей сложности по отношению к человеку. Её интерес к взаимосвязи с человеком может быть объясняется возможностью получения новой (позитивной) информации, обуславливающей развитие ВИЭС. С религиозной точки зрения, ВИЭС в какой-то степени отождествляется с понятием Бога, Демиурга, в оккультизме - с высшим менталом, а в научном (материалистическом) плане - со сверхразумом, высшим космическим разумом, единым энергоинфомационным полем, неизвестными разумными силами (по К.Э. Циолковскому), информационно-распорядительной структурой (по Ю.А. Фоменко). Возможно, что целью ВИЭС является совершенствование этой Вселенной или создание новой, более сложной, развитой, гармоничной. По отношению к человеку (а это больше всего нас интересует) ВИЭС отнюдь не занимается воспитанием или благотворительной деятельностью. Тем не менее, любой из индивидов может представить для ВИЭС интерес, если он "выгоден", например, в информационном плане. В таком случае ВИЭС может даже на определённом временном этапе оказать помощь конкретному человеку, и индикацией (проявлением) этого возможно служат, в том числе, и паранормальные явления, пока ещё не объяснимые с позиций известных нам законов природы.

Вероятно, что на определённом временном этапе жизни индивида в составе структуры ВИЭС образуется информационно-энергетическая ячейка (ИЭЯ), в определённой степени отображающая конкретного человека (а может быть и иного биообъекта). Эта ячейка может сохраниться и после его физической смерти. Отсюда легко объясняются: вера в бессмертие души, постсуществование, жизнь после смерти... Однако, в отличие от общепринятых воззрений, по-видимому, такое образование происходит не для каждого человека, а только для того, кто действительно в информационном плане заинтересовал ВИЭС, например, своей созидательной деятельностью, в том числе целительством, попытками гармоничного сосуществования с окружающим миром. Не исключено "участие" этой ИЭЯ в родившемся новом человеке. Тогда легко объясняется и реинкарнация, и действие законов кармы.

Какие из этой гипотезы можно извлечь практические выводы? Применяя общепринятую терминологию, отметим следующее:
  1. Не стоит противопоставлять науку и религию. Возможно, что объединению их позиций послужит гипотеза о Высшей информационно-энергетической сущности.
  2. Не стоит думать, что ВИЭС (то есть Бог) "занимается" каждым отдельным человеком. Божественное внимание необходимо заслужить.
  3. Не у каждого человека есть душа. Она формируется лишь с появлением соответствующей индивиду информационно-энергетической ячейки, которая возможно функционирует и после физической смерти, то есть в этом проявляется бессмертие души.
  4. Появлению ИЭЯ (души), а также получению помощи со стороны ВИЭС удостаиваются люди, занимающиеся созидательной деятельностью, стремящиеся к гармоничному развитию. Может молитва (или медитация, или изменённое состояние сознания) обеспечивает информационно-энергетическую связь с ИЭЯ.
  5. По-видимому, не следует ожидать большого эффекта, если молиться не за себя, а за другого человека. Это обуславливается тем, что конкретная ИЭЯ соответствует только Вам. Поэтому и помощь может быть оказана именно Вам. Таким образом, например, вместо молитвы: "Господи, пошли моим окружающим здоровье доброжелательность", целесообразно просить: "Господи, дай мне силы помочь моим окружающим стать здоровыми и доброжелательными". При этом необходимо не только молиться, но и действовать.
  6. Полезно использовать любой шанс для занятий созидательной, творческой деятельностью. Тогда возрастает вероятность появления Вашей ИЭЯ, либо подоспеет помощь от ВИЗС в том или ином виде.
Литература
  1. Джан Р.Г. Нестареющий парадокс психофизических явлений: инженерный подход. Труды института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике. 1982. Т. 70. № 3. С. 63–104.
  2. Дубров А.П., Ли А.Г. Современные проблемы парапсихологии. Парапсихологические исследования на рубеже 2000 года. Краткий очерк. М.: Фонд парапсихологии им. Л.Л. Васильева, 1998.
  3. Научно-аномальный словарь. Электронная версия. Составитель В.Г. Дождиков. М.: ДИВО, 2002.
  4. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны: атака на подсознание. М.: СИНТЕГ, 2003.
  5. Еркин А. Антигравитация // Chip News. 2002. № 9. С. 64–73.

Третий глаз. Эпифез.

Надо сказать, культ «третьего глаза» имеет древнейшие корни. Во многих восточных верованиях этот необычный орган – чуть ли не обязательная принадлежность богов. Считается, что он позволял им лицезреть всю предысторию Вселенной, видеть будущее, беспрепятственно заглядывать в любые уголки мироздания. Изображение «третьего глаза» на лбу божеств часто можно увидеть в росписях и на скульптурах буддийских храмов.
Некоторые исследователи считают, что это – память о внеземных (инопланетных) прародителях человечества. По дошедшим до нас легендам, «всевидящее око» дарило им замечательные способности – гипноз и ясновидение, телепатию и телекинез, способность черпать знания непосредственно от космического разума, знать прошлое и будущее и даже воздействовать на гравитацию.

Память о божественном глазе живет в восточных традициях и поныне: достаточно взглянуть на пятнышко на лбу индийских женщин. И среди нас немало людей, мечтающих вернуть некогда утраченные «божественные» способности. Одна из первостепенных задач, которую они себе ставят, – открытие «третьего глаза», и посвящают этому годы напряженного духовного подвижничества. Удивительно, но эти энтузиасты действительно добиваются раскрытия паранормальных психических способностей. Вот свидетельство человека, знающего об этой области не понаслышке: «Точно так, как проходят лучи света через стекло или рентгеновские лучи через непрозрачные предметы, йог может видеть предметы за толстой стеной, знать содержание письма в запечатанном конверте или скрытые сокровища под землей с помощью своего внутреннего духовного глаза» (Свами Шивананда).
ТРЕТИЙ ГЛАЗ   
Леонардо да Винчи утверждал, что в голове человека есть связанные с глазами особые сферические зоны. Он изобразил их на анатомическом наброске. По мнению ученого, одна из сфер («камера здравого смысла») является местом обитания души
Сфера действия этого «третьего глаза» лежит вне привычных нам трех измерений. Йоги, раскрывшие у себя этот «духовный глаз», могут наблюдать за событиями, происходящими на огромных расстояниях и в любом времени: прошлом, настоящем или будущем. В Индии этих людей так и называют: «трикала жна» – «знающие три времени».

Однако феноменальными способностями обладает далеко не каждый йог – все зависит от степени развития «третьего глаза». Традиция различает четыре ступени. Самая низкая позволяет человеку видеть предметы и людей необычно окрашенными или окруженными аурой, которая меняет свою форму и цвет в зависимости от физического и эмоционального состояния ее владельца.

На следующей ступени привычные предметы и события могут предстать в необычном ракурсе – например, изнутри или с высоты птичьего полета. Чаще всего наблюдаемые картины относятся к настоящему или к совсем недавнему прошлому. На этой же ступени иногда становятся видимыми особо мощные мыслеформы, например, религиозные или иные символы – плод коллективной концентрации людей. На первых порах эти видения не очень ясны и устойчивы, но по мере дальнейшего развития «третьего глаза» их яркость и четкость возрастают.

Но вот наступает момент, когда наблюдаемые «третьим глазом» картины уже не уступают по качеству тем, что мы видим обычным зрением. И хотя они, как правило, кратковременны, даже этих мгновений достаточно, чтобы рассмотреть мелкие детали и подробности.

Специалисты утверждают, что описанные три ступени при должной тренировке доступны практически каждому человеку и даже, что очень важно, слепым людям. Причем у последних развитие «второго зрения» происходит особенно быстро и успешно.

А вот четвертая ступень открытости «третьего глаза» – ступень Мастера – доступна очень немногим. Чтобы достичь ее, человек должен полностью посвятить себя духовному совершенствованию. Только тогда он может стать адептом – «тем, кому нечему больше учиться». Но не потому, что он все знает, а потому, что ему не надо больше штудировать сотни книг, слушать многочасовые лекции, склоняться над микроскопом или всматриваться в телескоп. Его духовное зрение позволяет знать и видеть все, что он пожелает, – независимо от времени и пространства. Фантастика?
   ТРЕТИЙ ГЛАЗ
Американская учительница смотрит затылком телевизор
Да есть ли он, этот легендарный глаз, на самом деле? Мнения существуют разные. Аргумент одних: у живых существ «третий глаз» – не такая уж редкость. Чаще всего он встречается у пресмыкающихся, особенно у змей и ящериц. У них это настоящий теменной глаз, для него в черепе даже предусмотрено отверстие. У рептилий он закрыт полупрозрачной кожицей, и это заставило ученых предположить, что работает он не только в световом диапазоне. Догадка подтвердилась: выяснилось, что этот орган особо чувствителен к миллиметровому диапазону волн, а также к магнитному полю. Предполагается также, что он улавливает ультра- и инфразвуки. И что именно поэтому рептилии заранее чувствуют природные катаклизмы: землетрясения, извержения вулканов и даже магнитные бури. Высказывается и другое мнение: предвидеть эти существа могут и благодаря особым свойствам «третьего глаза» – воспринимать «тонкую» информацию о будущем из информационного поля планеты. Помните легенды о «змеиной мудрости»?
Но это пресмыкающиеся. А человек? Где доказательства, что он тоже обладал «третьим глазом»?

Оказывается, они есть. И весьма убедительные. Во-первых, данные эмбриологии. Во-вторых, этот удивительный орган на темени или на затылке порой встречается у людей, живущих рядом с нами.
«Чтобы не возбуждать любопытство, я ношу длинные волосы, –
рассказывает Эми Хансон, двадцатипятилетняя учительница из города Коламбус (США). – Они не мешают мне все видеть. Когда я была ребенком, дети дразнились, придумали противное прозвище Циклопка. Однако почти все мне завидовали. «Третий глаз» – неплохое подспорье во всем... Я показала его своим ученикам, которые пытались озорничать за моей спиной, и объяснила, что родилась учительницей. Пришлось им с этим смириться». У Эми действительно три глаза. Причем третьим, находящимся на затылке, она видит лучше, чем двумя «нормальными» – близорукими. Преимущества очевидны: Эми, стоя за плитой, смотрит затылком телевизор, без зеркала заднего вида видит, что происходит сзади автомобиля...

Первыми в индийские легенды о «третьем глазе» – «глазе воображения и мечты» – поверили английские и немецкие ученые. В 80-х годах ХIХ века они выдвинули гипотезу о наличии у людей такого же «третьего глаза», как и у примитивных пресмыкающихся. У человека, мол, он со временем опустился внутрь черепа. Идея эта не умерла, и сегодня высказывается мнение, что этот загадочный орган не что иное как шишковидная железа (эпифиз) – небольшое, величиной с горошину, грушевидное образование красно-бурого цвета, находящееся перед мозжечком.

Правда, ученые-материалисты считают, что воздействие эпифиза на психику ограничивается его косвенным влиянием на выработку серотонина. Но есть среди ученых мужей и те, кто наделяет этот таинственный орган и особыми свойствами. Они полагают, что «третий глаз» – та самая «антенна», которая придает человеку экстрасенсорные качества, что этот орган способен воспринимать и излучать «тонкую» энергию – «видеть» то, что происходит вне организма и внутри его.

Впрочем, новое – это хорошо забытое старое. Похоже, что о наличии и функциях этого таинственного органа догадывался еще великий Леонардо да Винчи (1452–1519). Он был убежден, что в голове человека есть особая сферическая зона, в которой располагается душа – тот самый орган, который, как принято считать, отвечает за общение с Богом. Кто знает, не приблизился ли великий мыслитель вплотную к разгадке назначения эпифиза?
   ТРЕТИЙ ГЛАЗ
Так выглядят в электронном микроскопе загадочные песчинки «мозгового песка» в эпифизе человека (размер каждой – около 0,5 мм)
И разве не о том же говорят исследования последних лет? Известно, что в эпифизе содержится так называемый «МОЗГОВОЙ ПЕСОК» (acervulus cerebralis) – минеральные тельца сферической формы размером от долей миллиметра до двух миллиметров. И хотя он имеется у всех людей с момента рождения, зачем он нужен, ученые пока не знают. Но существуют весьма интересные гипотезы. Так, рентгеноструктурный анализ фиксирует в «песчинках» наличие неких кремнийсодержащих кристаллических структур. А опыты выявили необычные информационные свойства «мозгового песка»: похоже, что в его микрокристаллах содержится голографическая информация обо всем человеческом организме.
Это позволило предположить, что «кристаллы» эпифиза являются носителями голограмм и образуют главный центр человеческого организма, задающий ритм его пространственно-временного существования. Как считают доктор биологических наук А.М. Паничев и доктор технических наук А.Н. Гульков, синхронизация этого центра осуществляется не без участия внешних «излучений неэлектромагнитной природы, мгновенно распространяющихся от ряда космических объектов» (от Солнца, Луны, планет Солнечной системы...). Более того, ученые полагают, что основным, фундаментальным свойством квазикристаллов эпифиза является «способность «притягивать» из пространства в момент оплодотворения... полевую составляющую (полевой фантом) [по сути – «душу». – В.П.] и запускать процесс ее материализации на вещественном плане».

Эпифиз не дает покоя исследователям. Пытаясь понять его назначение, некоторые из них обратили внимание на удивительную подвижность этого таинственного органа, способность вращаться подобно глазу. Заговорили даже о прямом сходстве шишковидной железы с глазным яблоком, поскольку она также имеет линзу и рецепторы для восприятия цветов. Аргументируя свою гипотезу, исследователи обращают внимание на то, что деятельность этой железы во многом стимулируется световыми сигналами, поступающими от глаз. Высказывают мнение, что за тысячелетия бездействия эпифиз значительно уменьшился в размерах, а когда-то он был (и в будущем вновь станет) величиной с крупную вишню. В общем, ищут, строят догадки...

Является ли эпифиз тем самым глазом, который был когда-то на темени или на лбу, или это самостоятельный орган, обладающий супервозможностями, пока сказать трудно. Однако существует еще одно, хотя и косвенное, доказательство, что эпифиз действительно связан со зрением и особыми информационными возможностями человека. Отмечена очень интересная закономерность: у некоторых людей, посвятивших себя духовным практикам и приобретению особых информационно-психических качеств, в результате гормональной перестройки организма кость на темени истончается настолько, что в том месте остается лишь кожа – какое-то подобие «змеиного глаза».
Этот факт может вызвать недоумение. «Позволь, – как-то удивился один из моих оппонентов. – Изображение мыслеобразов на фотопластинке появляется, когда ее прикладывают ко лбу, но не к затылку!»
Но противоречия нет. Более того, по идее, все так и должно быть. Скорее всего, «третий глаз» (если он был) располагался на темени или на затылке – на лбу ему делать было просто нечего, там и так два бдящих ока. Это создавало почти круговой обзор: в опасных ситуациях качество незаменимое. Но в процессе эволюции по каким-то неясным для нас причинам «третий глаз» погрузился в глубь мозга. При этом он сохранил свою подвижность и, как и следует из принципа целесообразности, сориентировал свою ось внимания туда, откуда поступает максимум информации. Какой? Конечно же, не зрительной (ведь видимый свет теперь ему стал недоступен), а «тонкой» – телепатической. А откуда идет максимальный поток телепатических сигналов? Конечно же, спереди, от того, кто привлек к себе внимание «хозяина»: от человека, с которым он общается, от зверя, готовящегося к прыжку... Естественно, что подвижный «третий глаз» сориентировал свою приемно-передающую линзу именно в этом направлении – вперед. Отсюда он теперь черпает максимум информации и сюда же излучает свою. Потому и рисуют его на лбу – там, откуда исходит поток невидимых телепатических сигналов...

Кстати, эта гипотеза неплохо объясняет смысл старинного устройства – тефилина, которое надевают на голову во время молитвенного сосредоточения. Это нехитрое устройство представляет собой кубик из кожи, закрепленный на кожаной же площадке с двумя ремешками. Внутрь кубика помещаются цилиндрики из туго скрученных полосок пергамента. Молящиеся надевают тефилин так, чтобы оси цилиндриков были направлены перпендикулярно лбу. Скорее всего, здесь проявляются два эффекта. Один из них связан с так называемыми «форм-полями», создаваемыми полостными структурами, в нашем случае пергаментными свитками. Другой связан с тем, что эти излучения совпадают с осью «зрения» «третьего глаза», а значит, максимально активизируют деятельность эпифиза – этого «органа ясновидения».

Версия «эпифиз = третий глаз» неплохо отвечает и на другие загадки. Так, одна из методик навязывания своих мыслей собеседнику рекомендует, глядя ему в глаза, фокусировать свое зрение (один из самых эффективных телепатических каналов) не на них, а за ними, в глубине мозга. Внимательный человек может «вычислить» такого «гипнотизера» по особому («стеклянному») выражению его глаз: они смотрят как бы сквозь собеседника.

Гипотеза о ясновидческих функциях эпифиза отвечает и еще на один вопрос: почему на своих сеансах предсказаний маги и прорицатели с древности прибегали к помощи детей и девственниц. Дело в том, что (и это сегодня достоверно установлено) шишковидная железа напрямую связана с половой системой, воздержание достаточно сильно активизирует ее. Следуя простой логике, можно предположить, что у детей, не достигших половой зрелости, основная мощь эпифиза направляется не на сексуальную, а на духовную сферу. Не случайно и то, что люди, стремящиеся к единению с Богом, дают обет воздержания. Тем самым они активизируют специфическую деятельность этой железы. Возможно, именно особым режимом работы эпифиза объясняется высокая восприимчивость святых старцев и отшельников к «голосам свыше» и к «божественным видениям».
Виталий Правдивцев