13 февр. 2010 г.

Полная мощность По-русски вышел бестселлер Джима Лоэра и Тони Шварца «Жизнь на полной мощности. Управление энергией — ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью»

Понимание бесперспективности стандартных форм борьбы со стрессом, сводящихся к латанию дыр, пробиваемых им в человеческой психике, без кардинального решения лежащих в его основе системных проблем, побуждает специалистов в области практической психологии искать новые методики саморегуляции и «самоменеджмента», которые позволили бы человеку средних возможностей противостоять непрерывно возрастающему натиску.
Одним из наиболее популярных мотивов, обыгрывавшихся в ироническом ключе на излёте советского времени (а для многих остающимся неисчерпанным по сей день), была тема «героического преодоления» непрерывно воссоздаваемых проблем — от борьбы с пьянством до пресловутой битвы за урожай. Как и во многих других случаях, наблюдение, казавшееся приложимым исключительно к советским реалиям, на деле оказалось характеристикой всего современного технократического общества; борьба с перегрузками, создаваемыми неудержимым экономическим ростом и обусловленным им ускорением темпа жизни, осознаётся наиболее трезвомыслящими людьми как вопрос выживания. Но, даже пытаясь создать противоядие от перегрузок, многие современные учёные поневоле следуют стереотипам, коренящимся в самой природе общества потребления, где ценность индивидуума определяется его способностью выстоять в конкурентной борьбе, а смысл человеческой жизни выводится не из внутренних свойств личности, а из внешних атрибутов успеха.
Понимание бесперспективности стандартных форм борьбы со стрессом, сводящихся к латанию дыр, пробиваемых им в человеческой психике, без кардинального решения лежащих в его основе системных проблем, побуждает специалистов в области практической психологии искать новые методики саморегуляции и «самоменеджмента», которые позволили бы человеку средних возможностей противостоять непрерывно возрастающему натиску. Недавно переведённая на русский язык книга Джима Лоэра и Тони Шварца «Жизнь на полной мощности. Управление энергией — ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью» может служить прекрасной иллюстрацией этих поисков и свидетельствует о том, что в неравной схватке со стрессом возможны не только неудачи. Сами авторы характеризуют поставленную ими перед собою задачу следующим образом: для достижения максимального и при этом не чреватого саморазрушением уровня эффективности в любой сфере жизни — от спорта до политики — «...мы должны создавать резервы эмоциональной, умственной и духовной энергии точно так же, как создаём резервы физической силы».
Причиной неэффективности большей части существующих на сегодняшний день методик саморегуляции Лоэр и Шварц считают недостаток внимания, уделявшегося до сих пор идее поддержания необходимого энергетического уровня, складывающегося из четырёх составляющих: физической, эмоциональной, умственной и духовной («принцип № 1», по определению авторов). Каждый из четырёх уровней системы требует специфического подхода, при соблюдении общего принципа, основанного на опыте физической подготовки спортсменов: подобно тому, как высокие нагрузки относительно кратковременных спортивных тренировок требуют длительных периодов восстановления и накопления сил, эмоциональные, интеллектуальные и духовные затраты должны компенсироваться соответствующими этапами релаксации. По ёмкому определению авторов, мы, как правило, воспринимаем свою жизнь как непрерывный марафон, тогда как оптимальное расходование всех видов жизненной энергии требует отношения к жизни как к системе «спринтов», сменяемых полноценным восстанавливающим силы отдыхом. Вопреки расхожему стереотипу, расценивающему отдых как потерю времени, Лоэр и Шварц вводят «принцип № 2», настаивая на целесообразности периодов покоя не только для поддержания формы, но и, как следствие, для большей эффективности — будь то в спорте, управлении предприятием, творческой деятельности или в любом другом виде работы. «Чтобы включить полную мощность, — пишут авторы, — мы должны быть энергичными физически, включёнными эмоционально, сфокусированными умственно и объединёнными общим духом для достижения целей, которые лежат за пределами наших эгоистических интересов. Работа на полной мощности начинается с желания раньше начать работу утром, равного желания вернуться домой вечером и проведения чёткой границы между работой и домом... Работа на полной мощности подразумевает необходимость фундаментального изменения образа жизни».
Из этих посылок логически вытекает «принцип № 3»: чтобы увеличить ёмкость своих резервов энергии, мы должны выходить за пределы обычных норм её расходования, то есть тренироваться так же системно, как это делают лучшие спортсмены. При системном подходе стресс из разрушительного фактора и источника всевозможных бед превращается в столь же необходимый элемент системы, как и следующий за ним восстановительный период. Подобно тому как, наращивая силу мышц, мы должны систематически нагружать их, что приводит к возникновению микроскопических разрывов в мышечном волокне, а затем давать им отдых, необходимо систематически развивать и укреплять «мускулы» в тех областях, в которых наши запасы мощности недостаточны. Таким образом, «...любая форма стресса, приводящего к дискомфорту, даёт возможность увеличить ёмкость наших резервов — физических, умственных, эмоциональных или духовных — при условии, что стресс будет сопровождаться адекватным восстановлением». По мнению авторов (с которым трудно не согласиться), «эта идея и упрощает, и революционизирует способ преодоления барьеров, стоящих на нашем пути». 
Однако наиболее неожиданно звучит вводимый Лоэром и Шварцем «принцип № 4»: «ритуалы, связанные с положительной энергией, — то есть точные процедуры управления энергией — и являются ключом к достижению полной мощности и постоянной высокой эффективности». Вопреки распространённому мнению, сводящему ритуал как таковой к «пережиткам прошлого» и ассоциирующему его исключительно с примитивными формами религии, авторы указывают на ценность ритуала в широком смысле слова для экономии усилий в тех областях, где необходимо повторение определённых операций или соблюдение тех или иных правил поведения. «Сила воли и дисциплина, — пишут авторы книги, — намного более ограниченные ресурсы, чем многим представляется. Если вам надо продумывать действие каждый раз, когда вы его совершаете, скорее всего, вам не удастся делать это слишком долго. Привычный образ действий оказывает на нас мощное магнетическое воздействие». В отличие от сторонников упомянутого отношения, Лоэр и Шварц определяют положительный ритуал как «поведение, основанное на глубоко усвоенных нами ценностях, которое со временем становится привычным», замечая, что «...в отличие от силы воли и дисциплины, которые заставляют вас толкать себя к определённому поведению, ритуал сам тянет вас». Иллюстрируя свой подход, они приводят в пример такую элементарную и, как правило, не требующую осознанных усилий вещь, как чистка зубов: будучи не чем иным, как своего рода бытовым ритуалом, она не становится от этого менее необходимой.
Таковы в общих чертах основные положения, на которых авторы строят цепь своих рассуждений и практических рекомендаций. Обосновывая эффективность предлагаемой методики, они ссылаются на опыт ведущих американских спортсменов, сотрудников полиции и секретных служб, команд спасателей и топ-менеджеров компаний из списка Fortune 500, тренировавшихся в руководимом Лоэром и Шварцем Институте возможностей человека (Human Performance Institute); их основным доводом служат успехи, достигнутые их клиентами в различных областях. Эта практическая направленность книги определяет как её сильные, так и слабые стороны. С одной стороны, практический опыт как ничто другое способен компенсировать некоторый примитивизм аргументации, неизбежный в подобных популярных изданиях; с другой — утилитарная направленность предлагаемых авторами рекомендаций вызывает возражения двоякого рода. Во-первых, опыт, приобретённый в процессе работы с сильными мира сего, имеющими возможность распоряжаться своим временем по собственному произволению, вряд ли может быть в полной мере «конвертирован» в систему методов саморегуляции, предназначенную для рядового служащего, затравленного гонкой, которую выдающийся биолог К. Лоренц ещё в 1973 году назвал «бегом наперегонки с самим собой»; для того чтобы попытаться применить их на практике, агонист должен был бы прежде всего хотя бы на время сойти с дистанции, чего он, как правило, не может себе позволить. Во-вторых, любая стратегия, ставящая под сомнение целесообразность царящих в современной экономике каторжных методов во имя «максимальной эффективности», поневоле апеллирует как к высшей ценности к тем самым принципам, которые ответственны за превращение прогресса в самоцель и, в конечном счёте, ведут к подмене понятий и извращению смысла человеческой жизни.
Вводимая авторами духовная составляющая гармонической деятельности на поверку оказывается своего рода реабилитацией извечных ценностей, давно утративших свой безусловный статус в глазах современного западного обывателя. «Стремление к силе, богатству или славе, — пишут Лоэр и Шварц, — могут быть мощными источниками мотивации, но эти цели являются внешними и чаще всего служат для восполнения дефицитов, а не для роста и изменения. Мы можем видеть ценность в разгроме наших врагов, или в богатстве, или в достижении высокого общественного положения и престижа. Но все эти ценности — внешние и не могут являться таким же источником воодушевления, как наши внутренние ценности». Под последними авторы разумеют такие категории, как «честность, щедрость, храбрость, человечность, сострадание, верность, стойкость», но отстаивают они их, исходя из соображений всё той же целесообразности и выгоды, не замечая того, что честность и щедрость, имеющие основу не в самих себе и не в освящающем их религиозном (или ином) авторитете, а в соображениях практической пользы, утрачивают свой изначальный смысл, превращаясь в портативный эрзац для внутреннего применения, который в любую минуту может быть принесён в жертву чему-нибудь ещё более эффективному.
В заключение хотелось бы остановиться на основном, с моей точки зрения, недостатке книги Лоэра и Шварца, а именно на характерном для современной научно-популярной литературы употреблении термина «энергия». Не вводя собственного определения энергии, авторы, по-видимому, придерживаются распространённого значения слова, мало отличающегося от понятия «силы» (что, разумеется, весьма далеко от строго научного определения обеих категорий). Доказательством тому может служить уже цитировавшийся пассаж: «...мы должны создавать резервы эмоциональной, умственной и духовной энергии точно так же, как создаём резервы физической силы». Учитывая популярный характер издания, в подобном тождестве не было бы большой беды, если бы авторы не упоминали, причём весьма настойчиво, некую загадочную субстанцию, именуемую ими вслед за бесчисленными народными целителями, экстрасенсами, колдунами и парапсихологами «отрицательной энергией». Из контекста очевидно, что под последней они понимают некую силу, заставляющую нас испытывать страдания, усталость и отрицательные эмоции, однако жонглирование псевдонаучными терминами заставляет вспомнить «бритву Оккама» и в очередной раз усомниться в целесообразности «умножения сущностей».
Давид Буянер 

Комментариев нет:

Отправить комментарий