Недавно в секторе оздоровительных практик стало проявляться направление с отечественным колоритом — так называемые славянские оздоровительные системы. Что это такое, попыталась выяснить Екатерина Антропова.
Сегодняшний рынок оздоровительных практик обширен и на каждого клиента находится свой продавец, готовый предугадывать его вкусы. Аэробики — с десяток подвидов, включая степ, пилатес, пауэрлифтинг и прочее. Хочешь заниматься танцами — к твоим услугам множество танцклассов, где тебя научат отплясывать хоть гопака, хоть танго, хоть стриптиз. Хочешь плавать — бассейнов хватает, а если просто от бортика к бортику скучно — добро пожаловать на аквааэробику. Нравится борьба? И это пожалуйста: вот бокс, вот карате и ушу, а вот капоэйра. Хочется заниматься не только для тела, но и для души? Эта сфера оздоровительных практик всегда носила ощутимый восточный аромат. Главными поставщиками такого рода искусств были Китай и Индия, которые подарили нам цигун, тайцзи и йогу.
Однако недавно в этом секторе стало активнее проявляться направление с отечественным колоритом — так называемые славянские оздоровительные системы.
Мы стоим и долго переминаемся с ноги на ногу, с пятки на носок. Особого энтузиазма на лицах не видно, скорее некоторый скепсис, впрочем, группа добросовестно выполняет указания инструктора. Потом движение продвигается выше — теперь мы не просто перекатываемся с носка на пятку, но и пружиним коленями. Затем под руководством преподавателя занимаем странную позу: стоим на полусогнутых ногах, слегка согнув руки, ладони которых смотрят вниз, максимально распрямляя поясницу и слегка прижимая к себе подбородок, чтобы вытянуть заднюю поверхность шеи. Не слишком комфортно: у кого-то побаливают бёдра, у кого-то спина.
Впрочем, все эти неприятности быстро забываются после небольшого эксперимента. Участники разделяются поровну. Люди из первой группы продолжают стоять в той же позе, а люди из второй группы берут стулья, залезают на них и сверху изо всех сил давят на плечи стоящих. Те не двигаются, не прилагая каких-то огромных усилий для сохранения позы. Давление не ощущается как что-то неприятное, оно не изнуряет, а как будто, наоборот, наполняет энергией, делает сверхсильным и сверхустойчивым.
Потом партнёры меняются местами, чтобы все почувствовали этот необычный эффект. Пожалуй, после этого упражнения новички начинают относиться к происходящему серьёзнее — до этого всё было чем-то похоже на утреннюю гимнастику.
Разминка продолжается дальше. Сначала учимся стоять и нарезать круги коленями. Вернее, не круги, а лежащую плашмя восьмёрку — символ бесконечности. Получается плохо, особенно если учесть, что напрягаться нельзя — наоборот, надо расслабляться. Но, как уверяет инструктор, такова базовая вибрация нашего тела, зашифрованная в генетической памяти, так что все рано или поздно научатся. Ощущения говорят об обратном, но делать нечего: вертим ногами. Потом по команде учимся делать волновые движения: стопы и колени, бёдра и п
Суть в том, чтобы с помощью тела встроиться в вибрацию, которая охватывает весь мир. Это — концепция системы целостного волнового движения. Система предполагает, что, создавая вибрацию в теле, мы подстраиваемся под невидимые волны, создаваемые окружающей средой, как бы возвращаясь в лоно природы. Считается, что это возвращение крайне благотворно действует и на физическое, и на психическое здоровье: человек меньше болеет, чувствует себя более спокойным, уравновешенным, гармоничным.
Школа волнового движения связана с именем автора многих книг по этой теме, психолога, сотрудника Международной академии информатизации Николая Кудряшова. Там о техниках целостного движения говорится как о гиперборейских практиках, дошедших до нас из глубины веков.
«Наследие гипербореев», «техника, дошедшая из глубины веков» — звучит красиво, но каких-то конкретных доказательств нет — ни против этой версии, ни за неё. Литературными свидетельствами славянская гимнастика похвастаться не может — такими, как, например, «Йога-сутры» Патанджали (II век до н.э.) или как упоминания в «Трактате Жёлтого императора о внутреннем» (ХХVI век до н.э.).
Утверждается, что основные принципы славянских практик веками передавались из уст в уста, хотя и не афишировались, поскольку после принятия христианства на Руси заниматься ими открыто было не вполне безопасно по причине подозрительности церкви ко всему, в чём можно было усмотреть язычество. Но эта версия не может быть ни опровергнута, ни доподлинно проверена. Так что происхождение славянских практик — вопрос веры (как, впрочем, и все вопросы, если разобраться).
Любопытно, что славянская система волнового движения перекликается с основными принципами цигун, потому что цигун тоже предполагает некое попадание в энергетическую волну.
Следующее упражнение славянских практик, которое мы выполняли на занятии, было больше похоже на техники визуализации. Правда, называлось оно иначе — работа с мыслеформами, то есть создание в голове устойчивых мысленных образов, которые должны повлиять на наше сознание и в итоге на жизнь.
Мыслеформы в славянской гимнастике считаются так называемыми ворожскими практиками. Мы создавали мыслеформу под названием «цветожар», она же «аленький цветочек». Как нетрудно догадаться из названия, надо было представлять себе красный цветок, но не простой, а конкретный: о шести лепестках и восьми (вариативно — двенадцати) золотых тычинках. Всё это сопровождалось волновыми упражнениями, что превращало гимнастику в медитацию в движении. Эта мыслеформа призвана дать участникам положительный настрой, очистить их ум и дать гармонию и спокойствие. Параллельно работали с дыханием, что напоминало практики йоги. Иногда мыслеформы, и это касается не только славянских практик, сопровождаются аффирмациями.
Современные аффирмации, направленные на обретение здоровья и благополучия, можно сравнить со старославянскими заговорами, дошедшими до наших дней, хотя современные аффирмации гораздо более кратки. Даже скромный по размеру славянский заговор растягивается на несколько строк, ну, например: «Будь ты, моё дитятко, цел и невредим от пушек, пищалей, стрел, борцов, кулачных бойцов: бойцам тебя не требовать, ратным орудиям не побивать, рогатиной и копьём не колоть, топором и бердышем не сечь, обухом тебя бить — не убить, ножом не уязвить, старожилым людям в обман не вводить, молодым парням ничем не вредить».
Говоря о славянских практиках, обычно выделяют несколько плюсов. Например, то, что они идеально подходят для тех, кто родился в России. Всё-таки йога и цигун рассчитаны на людей, живущих в других климатических условиях и обладающих несколько другой гибкостью суставов, с чем приходится считаться.
Другой плюс — славянскими практиками для достижения ощутимого эффекта достаточно заниматься всего по пять минут в день. Поклонники системы уверяют, что она весьма действенна (как, впрочем, уверяют поклонники любых оздоровительных практик). Понять, насколько она вам подходит, можно, только попробовав заниматься самостоятельно. Но, судя по высказываниям новичков в конце занятия, цель была достигнута — многие говорили о внутреннем покое, расслаблении и удивительной лёгкости. А значит, несмотря на то что в рассказах о славянских практиках есть немало мест, вызывающих вопросы, они всё равно работают. Кстати, занятно, что спустя несколько дней после занятия не пропадало желание двигаться волнообразно — возможно, удалось поймать ту самую внутреннюю вибрацию.
Что же до перекличек славянской гимнастики с другими традициями, то, возможно, все практики работы с телом и психикой вышли из одного источника и способы воздействия на человеческое тело схожи. Да и цели у всех практик в общем тоже одинаковы: чтобы человек сочетал телесное здоровье и чистоту духа.
оясница, руки, спина, грудь и шея.
13 февр. 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий